В сквош играют два участника. Для игры необходим специально оборудованный сквош-корт 6,4 м в ширину, 9,75 м в длину.
Сквош-корт состоит из 4 стен - фронтальной, 2 боковых, задней. Игровое поле ограничивается сверху – линиями аута по всем четырем стенам, снизу – акустической панелью фронтальной стены. Линия на фронтальной стене – линия подачи – и квадраты на полу корта – квадраты подачи – играют свою роль только при подаче мяча и в дальнейшем в игре не участвуют.
Цель игры довольно проста: по очереди ударять ракеткой по мячу так, чтобы Ваш противник допустил ошибку или не смог отбить мяч.
Основное правило игры в сквош – ударить мяч таким образом, чтобы он коснулся фронтальной стены выше акустической панели («жестянки») и ниже линии аута.
Удары совершаются по очереди. Мяч можно бить на лету или после одного отскока от пола. Обычно мяч отбивают прямо на фронтальную стену, однако его можно бить по любой из стен. Одними из ключевых идей сквоша как раз таки и являются боковые и «угловые» удары, позволяющие наполнить игру «острыми», непредсказуемыми моментами. Участник игры может использовать такие удары, чтобы «насолить» противнику.
Балы в игре начисляются, если один из участников игры допускает ошибку или не может отбить мяч. Тот, кто первым наберет 11 балов, выигрывает гейм, если только предыдущий счет не был 10-10. В этом случае, играется до перевеса в два бала. Матч состоит из 5 геймов в категории профессионалов и из 3-х геймов в категории «любители», «дети» ,для победы необходимо выиграть 3 партии.
Начало матча.
Кто подает первый решается раскручиванием ракетки, на одной стороне которой написано «Моя подача», на другой – «Твоя подача». Если на ракетке такой пометки нет, подбросьте монетку.
Стороны.
Перед тем, как начать матч и в течение игры, подающий решает из какого квадрата подачи (левого или правого) он будет подавать. В дальнейшем, подающий, выигрывая бал, каждый раз меняет квадрат подачи на противоположный.
Правильная подача.
Верной подачей считается такая подача, при которой мяч ударяется о фронтальную стену выше линии подачи и ниже линии аута и после отскока от стены попадает в большой квадрат противника. При подаче мяч не может сначала удариться о какую-либо другую стену на пути к фронтальной стене. В случае ошибки происходит переход подачи. Помните: в сквоше, в отличие от других игр, все линии на стенах корта – линии аута, т.е. если мяч ударился о любую из линий, Вы теряете подачу.
Постановка ног при подаче.
Подающий должен стоять по крайней мере одной ногой полностью в квадрате подачи. В ином случае неправильная постановка ног называется Foot Fault. Подача в этом случае теряется. В сквоше не как в теннисе, при такой потере подаче второго шанса подать мяч уже не будет.
ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ!
Постоянная близость двух участников игры, бегающих, прыгающих, поворачивающихся, махающих ракетками, создает очевидную опасность. Поэтому всегда помните, что безопасность Вашего противника в Ваших руках. Учитесь делать замах правильно с самого начала обучения игре, и если Вы чувствуете, что или ракеткой или мячом можете ударить своего партнера, остановитесь и попросите Let.
LET & STROKE
Правила в сквош были бы более легкими, если бы не то обстоятельство, что двум участникам игры нужно делить одну и ту же территорию в очень быстрой и конкурентной игре. Поэтому в течение игры могут возникать различные помехи и правила игры в сквош разработаны таким образом, чтобы обеспечить максимально безопасную и честную игру.
В случае возникновения помехи участник игры должен остановиться и попросить Let (просьба, апелляция к Судье, обращение переиграть розыгрыш очка). Участник игры не вправе просить Let, если он отбил мяч или ударил по мячу и промахнулся.
Судья должен решить, был ли это Let, No let или это был Stroke. В отсутствии судьи (в дружеском поединке) участники игры сами решают подобные ситуации по взаимному согласию.
No let
Судья называет No let в следующих ситуациях:
- Если участник игры не смог отбить мяч.
- Если участник игры не приложил достаточных усилий, чтобы отбить мяч.
- Если участник игры ударил по мячу и промахнулся. Исключением является только тот факт, что при замахе он бы ударил ракеткой противника и пропустил удар намеренно. В этом случае позволяется Let.
Stroke
Бал засчитывается участнику игры, ударившему по мячу:
- Если противник загородил ему путь или находился на одной линии с мячом.
- Если противник помешал сделать хороший замах ракеткой, вовремя не отошел в сторону, создал помеху.
Let
Розыгрыш очка переигрывается, если участник игры не смог отбить мяч в случае возникшей помехи или препятствия.
В процессе игры часто возникают ситуации, когда два участника игры могут намеренно или случайно мешать друг другу. Правила игры в сквош предназначены для того, чтобы сохранить игру честной и справедливой, а также уберечь участников игры от возможных столкновений и травм. Одно из главных правил гласит, что, если Вы ударили по мячу, приложите максимум усилий, чтобы не мешать своему противнику его отбить.
Но даже тогда, когда участники игры стараются не мешать друг другу и играть честно, в процессе игры могут возникать ситуации, когда участникам игры приходится решать, был ли результат данного розыгрыша правильным и справедливым, не попросить ли Let или не было ли Stroke для одного из участников игры.
Let ВСЕГДА принимается (это означает всегда Let, а не Stroke или No let) и участникам игры позволяется переиграть розыгрыш в следующих случаях:
- Если мяч порвался во время игры.
После замены мяча участники имеют право разогреть новый мяч до необходимого состояния в течение разумного времени (не более 5 минут), как при разминке.
- Если в момент подачи противник не был готов к приему мяча и не сделал ни единой попытки ударить по мячу.
Если Вы только взмахнули ракеткой, это уже означает, что Вы были готовы принять подачу, но почему-то передумали. Поэтому если Вы не готовы принять подачу, просите Let до совершения любых действий.
- Если Судья не уверен в правильном решении ситуации.
Let МОЖЕТ БЫТЬ принят в следующих ситуациях:
- Если участник игры намеренно пропустил удар, заметив, что противнику не избежать столкновения с мячом.
- Если участник игры намеренно пропустил удар, боясь задеть противника ракеткой.
- Если мяч в игре коснулся какого-либо предмета*, лежащего на полу.
- Если участника игры отвлекло какое-либо происшествие на корте или за кортом.
Если изменились игровые условия**, которые повлияли на результат розыгрыша.
Let МОЖЕТ БЫТЬ принят ПОСЛЕ удара по мячу, если:
- Мяч коснулся предмета* на полу.
- Что-то произошло на корте или за кортом и отвлекло игрока.
- Изменились игровые условия**.
- Мяч порвался.
- Судья не уверен в правильном решении ситуации.
Let НЕ МОЖЕТ БЫТЬ принят ПОСЛЕ удара по мячу, если:
- Участник игры продолжает игру.
- Участник игры не был готов принять подачу.
Главным условием получения разрешения переиграть розыгрыш (Let принимается), является прекращение игры до удара по мячу и четкое обозначение помехи или препятствия дальнейшей игре.
Предметы* – личные предметы игроков (бумажники, часы, ключи), которые игроки кладут либо в карман, либо на пол корта, и которые могут создавать помехи во время игры.
Игровые условия** - условия, при которых проходит игра, изменение которых может повлиять на результат розыгрыша. Например, изменилось освещение корта, игрокам пришлось перейти на другой корт, личные предметы упали на пол, кто-то разлил воду на полу, разбились очки. В этих случаях Let принимается и позволяется переиграть тот розыгрыш, при котором эти изменения произошли. Это правило не относиться к таким деталям и оборудованию корта, как, например, неровностям пола и стен, деталям дверных ручек и пр., которые существовали еще до начала матча. Также пот, который падает с игрока на пол корта, не влияет на результат розыгрыша. Пот может быть вытерт только по окончании розыгрыша очка. Поэтому No let, если мяч ударился о детали корта или попал в каплю пота